(812)764-69-12

Для врачей и абитуриентов

Для врачей и абитуриентов


История развития остеопатической медицины. 

Современная медицина с большой эффективностью использует достижения научно-технического прогресса в диагностике и лечении различных заболеваний. Вместе с тем отмечается рост числа пациентов с различной функциональной патологией, получающих медикаментозную терапию, часто просто симптоматическую, которая не всегда является эффективной и может вызывать побочные реакции. В связи с этим особое значение имеет развитие профилактического направления медицины,

Остеопатическая медицина получила в наше время широкое признание в мире как один из эффективных немедикаментозных способов лечения. Основной арсенал остеопатической медицины базируется на использовании специальных лечебных техник, инструментом реализации которых являются руки лечащего врача. Применяемое воздействие направлено на мобилизацию внутренних резервов организма к самоизлечению. Лечение организма происходит с учетом его единства. Остеопатическая медицина может использоваться как в лечебном, так и в профилактическом направлении и особенно эффективна при лечении функциональных нарушений.

Термин «остеопатия», произошедший из двух слов: латинского «osteo» - кость и английского «path» - путь, следует понимать как «путь познания через костную систему».

В настоящее время данное определение несколько устарело по смыслу и не отражает в полном масштабе суть философской концепции, а также точки приложения и возможности этой медицины. За последние 100 лет концепция остеопатии была дополнена знаниями в краниальной, висцеральной, постуральной и других областях, расширяя границы ее возможностей. Но, отдавая дань истории и сложившейся традиции, а также подчеркивая важность механических взаимосвязей в теле человека как едином целом, этот термин сохранился и по сей день.

Остеопатия – это истинно эволюционное учение, основанное на развитии идей, пропагандируемых разными школами (ятрохимической, ятромеханической, виталистической), и берущее истоки в ренессансе, а в определенной степени и в античном мире.

В V столетии до нашей эры Гиппократ, исходя из патофизиологических представлений египетской медицины, указывал на важность манипулятивного воздействия на позвоночнике при лечении различных заболеваний. Гиппократ писал: “Это искусство и я отношусь с глубочайшим уважением к его первооткрывателям…Ничто не должно ускользнуть от глаз и рук опытного врача, что бы он не смог использовать при вправлении смещенных позвонков, не причиняя вреда пациенту...”.

Во II веке до нашей эры Гален в своих трудах первым отметил ценность манипуляций, основанных на знании анатомии и физиологии при лечении больного с невралгией лучевого нерва. Манипулятивное воздействие на шейном отделе позвоночника позволило ему избавить от «таинственной» болезни историка Паусониуса, страдающего в течение многих месяцев.

В XI веке Авиценна описал патологию и клинику ишиалгии и мануальный способ ее лечения.

Древний еврейский врач Маймонид провозгласил в свою эпоху идеи, которые не утратили свою актуальность и сегодня: «Выздоровление является возвратом равновесия, которое было нарушено заболеванием и которое надо восстановить, используя ресурсы тела и возможности разума».

В эпоху средневековья на Западе, из-за отрицательного влияния религиозных догм, в медицине воцарился период застоя. Параллельно быстро прогрессирует арабская медицина, и арабский язык становится международным языком ученых с IX по XVI век.

Конец средних веков ознаменовался расцветом алхимии и растущим интересом к химическим лечебным средствам (ртуть, мышьяк и другие). Фармакотерапия оттеснила терапию, осуществляемую руками так, что та была практически забыта.

Однако, в некоторых университетах продолжалось развитие учения Гиппократа. Так, в XVI веке методы Амбруаза Паре, связанные с использованием металлических корсетов для лечения переломов позвоночника, не отличались от тех, которые предвидел Гиппократ. К счастью, как на это надеялся Гиппократ, поколение за поколением продолжали облегчать страдания своих современников с помощью рук.

Но только в середине XIX века мануальный способ лечения поднялся на новую высоту, благодаря рождению остеопатической медицины.

Основоположником остеопатической медицины является доктор Эндрю Тейлор Стилл (Andrew Taylor Still), который родился 16 августа 1828 года в Джонсборо, в штате Вирджиния США. Его отец, Авраам Стилл, был священником, но помимо службы в церкви, занимался фермерством, и лечил людей.

Э.Т. Стилл по желанию своего отца получил инженерное образование, но в 1845 году, заинтересовавшись медицинской практикой отца, начал изучать медицину в университете штата Миссури. Блестящее знание физических законов механики и гидравлики в синтезе с анатомией и физиологией позволили ему приобрести свой собственный взгляд на механику человеческого тела.

Стилл изучил мануальные методики древности, объяснив их применение с точки зрения совре­менной науки. Одновременно с этим он продолжал врачевать. Э.Т. Стилл жил в тот период, когда Америку потрясали войны и эпидемии. Стилл приобретал свой медицинский опыт не в тиши кабинета, а в окопах в качестве военного хирурга. В 1961 – 1865 гг., во время войны Севера и Юга, Стилл занимался организацией помощи раненым и оперировал. Отдавая себя хирургии, он продолжал изучать анатомию, вскрывая сотни трупов.

Позднее в своих мемуарах он писал о том времени: «Оснащение аптечки военного хирурга считалось полным, если в ней были хлористая ртуть, хинин, виски, опиум, перевязочный материал и скальпель. Если пациент был одной ногой в могиле, но у него ещё оставалось полбутылки виски, то единственная трудность, которую должен был преодолеть врач, чтобы попытаться спасти раненого, это суметь влить этот виски в него».

В 1864 году в США разразилась эпидемия менингита. Страшную дань смерти заплатил и доктор Стилл: от менингита умерло трое его детей. В своей автобиографии Стилл пишет:

 

«Это случилось весной 1864 года. Еще были хорошо слышны отдаленные раскаты отступающей войны, когда разразилась эпидемия. Война оказалась гораздо милосерднее ко мне по сравнению с этим врагом. Война не затронула мою семью. Но, когда черные крылья спинального менингита накрыли нашу страну, болезнь избрала в качестве жертвы моих любимых».

 

Ни священники, ни врачи, несмотря на все их старания, не смогли спасти членов его семьи. Доктор Стилл был сломлен и потерян, утратив веру в современную медицину.

 

«Когда я стоял, глядя на трех членов моей семьи – двух родных детей и одного приемного, - умерших от одной и той же болезни, я вновь и вновь спрашивал себя: «почему во время болезни Бог оставляет человека в мире загадок»? И я решил, что Бог не вопрошает, а открывает истину. И все Его деяния, духовные или материальные, гармоничны».

(А.Т.Стилл).

 

Стилл был в отчаянии, он перестал лечить. Случившееся заставило доктора Стилла искать альтернативу медицинской помощи тех дней. Он видел, как умирали тысячи людей, а эффективность традиционной медицины была настолько мала, что приводила в отчаяние. По этой причине Стилл отошел от классической медицины. Он мечтал создать медицину, основывающуюся на естественных законах природы. Размышления привели его к мысли о том, что Бог не стал бы создавать болезнь внутри тела, а медицинские пособия и лекарства – вне его. И он начал поиски этих внутренних ресурсов организма, а также причин, вызывающих их ограничение. Стилл отчетливо осознавал взаимосвязь между причиной и следствием и видел причину в ненормальном функционировании анатомических структур, что может быть выявлено и устранено с помощью рук. Обладая глубокими знаниями в области функциональной анатомии, он был убежден в том, что все лечебные средства и пути к исцелению нужно искать в самом организме, а не вне его в форме лекарств. Постепенно шаг за шагом складывалась концепция. Вскоре родилось и название – остеопатия. Оно отражает главенствующую роль костных составляющих, то есть структуры: «путь познания человеческого тела через костную систему». Так появилась структуральная остеопатия (остеопатия костно-мышечной системы).

 

Конечно, остеопатическая концепция возникла не сразу. Стилл шёл к ней сначала вслепую, на ощупь, через практическую работу. Он ходил от деревни к деревне в качестве странствующего лекаря и лечил людей. Два сына сопровождали его, таская за собой по мешку с костями, которые служили Стиллу визуальной опорой.

Разделяя взгляды основателей ятрохимической школы (Парацельс, Сильвий, Виллизий), Стилл сравнивал человека с химическим компаундом, а болезнь – с изменением и дисбалансом в этом компаунде. Он полагал, что природа наделила человека способностью самовосстановления, адаптации и компенсации утраченных функций. Поддержание гомеостаза обусловлено «слаженной работой химической лаборатории по производству, транспорту и утилизации химических и биологических веществ».

 

«Медицина не только наука, но и искусство. Она заключается не в том, чтобы составлять пилюли и разного рода снадобья, а в том, чтобы понимать жизненные процессы и уметь ими управлять».

 (Парацельс)

 

Базируясь на учении ятромеханической школы (Декарт, Гарвей, Борелли, Багливи), Стилл сравнивал человеческое тело со сложной машиной, где все функции подчиняются законам механики и гидравлики.

Помимо остеопатии существует множество мануальных методик: костоправство, хиропрактика, мануальная терапия. Разница между этими направлениями и остеопатией существует, и очень существенная.

Остеопатия – это целостная система, включающая диагностику, лечение и профилактику, имеющая научно-философскую основу, в то время как другие терапевтические методики представляют собой набор разрозненных техник симптоматического применения.

Костоправство, это одна из древнейших форм медицинской практики. Гиппократ использовал костоправные техники для репозиции или вправления костей с целью уменьшения болей и устранения функциональных расстройств со стороны скелетно-мышечной системы. Доктор Стилл инкорпорировал эти техники в свою философскую концепцию лечения многих заболеваний.

Параллельно с остеопатией развивалась и родственная ей хиропрактика. Зародилась она в США, городе Давенпорте, штат Айова. В хиропрактике модель лечения с самого начала строилась по принципу устранения «подвывихов» и «компрессии нервных структур», как это постулировал в 1895 г. основоположник данного направления Даниель Д. Пальмер. Доктор Стилл в своих рассуждениях использовал такие термины, как «стрейн» (напряжение), «растяжение», «обструкция циркуляции», «суставной блок». В книге «Остеопатия – научные исследования и клиническая практика» (1910) он пишет: «Восстановление подвижности и устранение обструкции – главная цель остеопатии». В отличие от хиропрактиков, остеопаты уже на ранних этапах становления этой профессии стремились создать на экспериментальной базе (в основном благодаря Исследовательскому институту А.Т.Стилла) модель «остеопатического повреждения», основанную на рефлекторных механизмах, вызывающих патологические изменения в различных тканях организма. Это существенно отличалось от теорий «подвывихов» и прямой «компрессии нервов». Не придавая значение «единству организма», сфера интереса хиропрактиков  значительно сужается, выделяя лишь позвоночник. Хиропрактическая методика локального воздействия на позвоночник не учитывает рамки физиологического суставного барьера и ограничивается лишь зоной симптоматики, что часто влечет за собой обострения, рецидивы и не решает глобальной задачи – включение механизмов самовосстановления и саморегуляции всего организма. В остеопатическом аспекте симптом является лишь эффектом, причина которого может находиться на отдалении от места его проявления. Все усилия остеопата направлены на поиск и устранения причины.

Философская концепция Стилла сформировывалась и под влиянием трудов английских ученых Ч. Дарвина «Эволюция видов» и Г. Спенсера «Первые принципы» и «Принципы биоло­гии». Именно у Спенсера он найдет формулировку законов причи­ны и следствия, движения и жизни, структуры и функции. Стилл интегрирует эти законы, и они станут базисными в остеопатической доктрине. Под влиянием Спенсера Стилл пришел к своей зна­менитой формуле: «Первое проявление жизни - это движение».

В своей «Автобиографии» Стилл много раз повторяет, что датой рождения остеопатии следует считать 22 июня 1874 года.

 

«… на 22-й день июня в 10 часов мне забрезжил луч света на горизонте истины…»

(А.Т.Стилл,1987).

 

Именно в этот день Стиллу  пришло «божественное откровение» и удалось преодолеть свой глубокий внутренний кон­фликт и соединить в своем мировоззрении духовное и материалисти­ческое философское начало с практической деятельностью врача, что в сумме привело к появлению новой медицины.

В 1891 году Стилл начал думать о создании школы. Он послал своего сына Чарльза к судье, который давал разрешение на открытие подобных учебных заведений. Так как в городке все знали друг друга, то судья ответил отказом, мотивируя его так: «Не стройте иллюзий, ваш отец имеет дар. Но когда он умрёт, его система исчезнет вместе с ним».

И всё-таки в 1892 году Э.Т. Стилл основал первую остеопатическую школу в мире -  «Американскую Школу Остеопатии» (Кирксвилл, штат Миссури), которая и сегодня с успехом продолжает дело своего основателя. В ней он преподавал анатомию и физиологию, являющиеся для остеопатии базовыми науками, а также остеопатическую философию и мануальные приемы диагностики и лечения. Выпускники этой школы получали диплом Доктора Остеопатии, а не Доктора Медицины, как выпускники классических медицинских учебных заведений. Тем самым Стилл подчеркивал своеобразие и отличие остеопатической медицины от традиционной аллопатической. С годами остеопатия, преодолев Атлантический океан, распространилась и в страны Европы. «Я послал по ветру знамя остеопатии», - говорил Стилл.

Важным моментом, отличающим д-ра Стилла от большинства его современников, таких как Кох, Пастер, Ослер и Бернар, каждый из которых внес важнейший вклад в медицину, следует считать разработку клинически эффективных методов лечения. Доктор Стилл основал систему диагностического и лечебного мануального воздействия, руководствуясь философией и принципами остеопатии. Основополагающие принципы своей доктрины он изложил в двух книгах: «Философия остеопатии» и «Остеопатическая практика». Стилл написал всего четыре книги (1897,1899,1902,1910 гг.) и несколько статей для «Journal of Osteopathy». Его публикации посвящены не столько описанию техник, сколько разъяснению философской концепции остеопатии.

С 1900 года, видя успехи остеопатии, против неё развёртывается грубая борьба со стороны представителей официальной медицины. Однако в большинстве штатов остеопаты получили право на врачебную практику, но без права выписывать лекарства.

1905 год стал годом знаменитого «доклада Флекснера». Постоянно доминирующая и хорошо организованная аллопатическая медицина, пытаясь раздавить молодую остеопатическую медицину, так как видела в ней сильного конкурента, ввела в действие своё орудие битвы: всемогущую «Ассоциацию Медицины Америки». Государственные службы под давлением АМА создают комиссию под руководством Флекснера для инспекции остеопатических школ в разных штатах Америки. Результатом было закрытие многих частных школ и запрет на создание новых. Но это вызвало мощный протест со стороны общественности. Президент США Теодор Рузвельт, семья которого лечилась у остеопатов, разрешил вновь открыть эти школы.

 

«Не бойтесь врагов, которые подвергали нападкам

каждый наш шаг. Они не могут нам навредить,

за их ударами скрыто благословение. Самой

большой опасностью, единственной опасностью,

которая угрожает будущему остеопатии,

являются заблуждения тех, кто считает себя

её друзьями».

( Э.Т.Стилл)

 

В 1914 г. Стилл тяжело заболел, а 12 декабря 1917 года «добрый доктор» умер в возрасте 89 лет. После смерти основателя его дело получило дальнейшее развитие. Концепция остеопатической медицины была научно дополнена его учениками (У.Г.Сатерленд, Д.М.Литтлджон, и др.). Остеопатическая наука обогатилась краниальным и висцеральным аспектами. 

 

Уильям Гарнер Сатерленд (1873-1955 гг.), будучи второкурсником американского остеопатического колледжа, проходя по коридорам аудитории, увидел расчленённый череп. И он обратил внимание на височные кости, которые напомнили ему жабры рыб. Для чего придумала природа такие кости, как не для дыхания? В своих лекциях он говорил о том, что в течение 20 лет не мог отделаться от навязчивой мысли о дыхании черепа. Экспериментальным путем, изучая клинические симптомы, Сатерленд вывел концепцию краниальной остеопатии.

Развитие краниальной остеопатии протекало очень трудно. Сатерленд  ездил по всей стране, лечил пациентов, проводил эксперименты, общался с врачами. Очень быстро весть о докторе, который совершал руками чудо, разлетелась по всей Америке и далеко за её пределы. Большой поток пациентов заставил его коллег – остеопатов обратиться к более глубокому изучению тех постулатов, тех концепций, которые выдвигал Сатерленд. В 1939 году Сатерленд пишет книгу «The cranial bowl», в которой подводит итог своих наблюдений.

 

В 1917 году, ученик Э.Т.Стилла, Джон Мартин Литтлджон (J.M.  

 

Littlejohn) положил основу развития остеопатии в Англии, открыв с одобрения Стилла в Лондоне Британскую Школу Остеопатии. Литтлджон, занимаясь активно пропагандой концепций остеопатии, создает научную базу изучения биомеханики человеческого тела и причин патобиомеханики.  

В 1957 году Поль Жени (P. Jeny) открыл первую остеопатическую школу во Франции.

В 70-х годах прошлого столетия остеопатия получила официальное признание в США, когда последний из всех штатов – штат Калифорния – на законодательном уровне признал ее как медицинскую дисциплину.

Большой заслугой Стилла является разработка рациональной философской концепции остеопатической медицины. Именно она позволяет вооружить остеопата методикой, позволяющей точно знать свои цели и задачи сразу же при первой встрече с больным, а не угадывать их, двигаясь почти вслепую. Она позволяет избежать ошибок и не упустить время. Очень важно подчеркнуть, что философская концепция основоположника не явилось догмой, а постоянно развивается и дополняется его учениками. Многие положения своей философии Стилл сформулировал, основываясь на интуицию, и описывал образным языком, так как уровень развития современной медицины не позволял большего. Сегодня эти положения находят научное подтверждение и получают современное звучание.

С годами остеопатия все больше отвоевывает себе пространство, развивается и ностарифицируется в разных странах.

Остеопатия в России – молодая, развивающаяся область медицины. Отсчёт её истории начался 20 лет назад.

 

Роль первооткрывателя принадлежит одному из ведущих остеопатов США, профессору Виоле Фрайман (директору Детского остеопатического центра в Ла-Хойя, штат Калифорния). В 1988 году состоялась её первая публичная лекция перед широкой врачебной аудиторией в Ленинградском

НИИ ортопедии и травматологии им. Турнера.     

Период с 1994 по 2000 год был этапом развития частных Остеопатических школ и создания временного образовательного стандарта по остеопатии.

В 1997 году первые девять российских врачей (Кравченко Т.И., Червоток А.Е., Рыбникова А.Т., Шалаев В.Е., Иванникова Е.В., Харитонова Н.М., Ходорковская Н.А., Шарапов К.В., Шелухина О.П.) после успешной сдачи международных экзаменов и защиты научных дипломных работ (Париж, Женева) получили диплом «Доктора остеопатии Европы».

В 2000 году при активном участии Червотока А.Е. в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования был создан Институт остеопатической медицины (ИОМ СПбМАПО), первое в России государственное учебное заведение, обучающее врачей основам остеопатии по программе, соответствующей международным нормам. 

 

В 2008 году Институт Остеопатической медицины вышел из состава СПбМАПО, став самостоятельной организацией. Основные направления деятельности Института (образовательная, научная, международная) остаются прежними.

В 2010 году на базе Санкт-Петербургского Института Остеопатической Медицины и Института постдипломного образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого создана кафедра восстановительной медицины и остеопатии для последипломного образования врачей.