8904519 60 96

Задержка речевого развития (дизартрия, алалия, некоторые формы заикания)

Задержка речевого развития (дизартрия, алалия, некоторые формы заикания)


Дошкольный возраст – период активного освоения родного языка. Совершенствуется звукопроизношение, происходит значительное обогащение словарного запаса, овладение грамматическим строем речи (способами словообразования, синтаксисом, морфологической стороной речи). Полноценная речевая деятельность ребенка в данный период является необходимым условием для его дальнейшей социализации и нормального интеллектуального развития. Уровень развития речи входит в число наиболее значимых критериев готовности ребенка к школе.

Но, увы, в последнее время учащаются случаи задержки речевого развития – отставания ребенка от возрастной нормы развития речи. Родители нередко замечают, что их ребенок поздно начал говорить, его словарный запас довольно ограничен, грамматический строй не сформирован, он проявляет недостаточную речевую активность, а речевая инициатива у него отсутствует.

Запаздывание в речевом развитии может сопровождать и отставание в интеллектуальном плане, однако признаки отставания от нормы речи могут наблюдаться и при вполне сохранной умственной сфере.

Обусловить задержку речевого развития могут следующие факторы:

  • родовые травмы ЦНС и шейных позвонков;
  • генетическая предрасположенность;
  • аномалии внутриутробного развития;
  • соматическая ослабленность;
  • искусственное вскармливание;
  • нервные потрясения в раннем возрасте;
  • заболевания головного мозга;
  • психические расстройства;
  • нарушения слуха.

В борьбе с задержкой речевого развития помощь остеопата незаменима. Во-первых, остеопат при помощи пальпаторной диагностики всех систем организма ребенка поможет установить истинную причину возникшей проблемы. Во-вторых, остеопатические сеансы помогут устранить напряжения всех структур головы, механические повреждения, шовные дисфункции, зажимы в мышечно-связочном аппарате и смещения позвонков шейного отдела позвоночника. Ювелирная работа остеопата на костях черепа поможет добиться улучшения мозгового кровообращения и лимфооттока, сбалансировать процессы циркуляции ликвора, повысить эластичность мозговых оболочек и активизировать зоны коры, ответственные за те или иные аспекты речевого развития.

Эффективная работа по преодолению задержки речевого развития обеспечивается слаженным и тесным сотрудничеством логопеда и остеопата. При этом к логопеду следует ходить 1-2 раза в неделю, а остеопата по показаниям можно посещать один раз в месяц.

При условии своевременного обращения и комплексного подхода в лечении в большинстве случаев удается добиться значительного прогресса в преодолении задержки речевого развития.

Остеопатия показывает хорошие результаты в работе с такими распространенными речевыми нарушениями, как дизартрия, алалия и некоторые формы заикания.

Дизартрией называют артикуляционное расстройство, при котором нарушается членораздельное произношение отдельных звуков, слов и слогов. К дизартрии могут привести поражения некоторых участков головного мозга; паралич, спазм, нарушения иннервации речевых мышц.

Алалия проявляется в полном отсутствии или недоразвитии речи, при этом интеллект и слух сохранны. Алалия возникает вследствие органического поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга.

Заикание выражается в нарушении ритма и плавности речи. В речи ребенка присутствуют запинки, ненужные паузы, ее характеризуют нерешительность, повторение и продление некоторых слогов и слов. Причиной заикания могут быть как органические поражения нервной системы, так и сильный эмоциональный стресс, пережитый ребенком. Речевые нарушения психогенного характера безусловно являются показаниями к остеопатическому лечению. Остеопат способен «считывать» отраженные в организме последствия не только физических, но и эмоциональных травм. Работа с тканями, наиболее чувствительными к стрессу (область головы, диафрагмы и печени) помогает восстановить гармонию эмоциональной сферы маленьких пациентов и добиться большого прогресса в лечении недугов, имеющих невротическую природу.